
Чтобы научиться мыслить творчески, необходимо предоставить своим мыслям свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Человек может говорить все, что приходит ему в голову, даже если это кажется абсурдным. Творческое мышление, используемое для группового решения задач, называется мозговым штурмом.
Мозговой штурм часто используется для решения различных административных задач. Группа людей собирается для того, чтобы свободно ассоциировать на заданную тему. Каждый участник говорит все, что приходит ему на ум. Критиковать строго запрещено. Цель мозгового штурма – получить максимальное количество новых идей, ведь чем их будет больше, тем больше вероятность, что некоторые из них будут по-настоящему удачными. По окончании мозгового штурма идеи записываются, а затем подвергаются критической оценке, причем, как правило, другой группой людей.
Чтобы выделить по-настоящему эффективные и полезные решения, творческое мышление нужно дополнить критическим. Для проведения отбора творческих идей, прежде всего, нужно уметь объективно оценивать эти идеи. Также очень важно учитывать критерии или ограничения, которые определяют практические возможности внедрения новых идей.
Критическое мышление следует отличать от критической установки. Критическое мышление запрещает некоторые идеи, поскольку его конечная цель является конструктивной. Критическая установка по своей сути деструктивна и имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер.
На пути критического мышления стоят такие препятствия, как опасение казаться слишком агрессивным, боязнь возмездия, а также переоценка собственных идей.
Следует отметить, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическое мышление может остаться неразвитым. Для большинства людей необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.